Как вы думаете, откуда берет начало «праздник весны» - 8 марта? Может быть, от первых нежных подснежников, что растут на солнечных лесных проталинах? Или от веселой капели, которая предвещает весеннее оживление? А вот и нет - 8 марта родилось от «кастрюльного бунта».
Текст: Маргарита Царик
Динамика роста эмансипации
Считается, что первыми 8 марта «отпраздновали» аж в 1857 году работницы текстильной промышленности Нью-Йорка, которые вышли на забастовку с кухонной утварью и давай в неё греметь – надо же было как-то привлекать внимание шумовыми эффектами в отсутствие микрофонов.
Чего они требовали? 10-часовой рабочий день и зарплату такую же, как у коллег-мужчин. То есть речь шла о равных правах с мужчинами. В истории этот факт остался под названием «Марш пустых кастрюль», но достоверность его под некоторым вопросом – хотя это, в общем-то, не так важно. Потому что реальную или мифическую эстафету подхватили феминистки и суфражистки – экзальтированные дамочки, которые к концу 19-го века очень уверенно развернули борьбу за женские права. И, кстати, с большим успехом - за 20-е столетие они повернули понимание о женском праве на 180 градусов. Замечательная вековая традиция «женщина – друг человека» ушла в небытие. Но пока ещё 20 век лишь только начинается и в 1909 году именно 8 марта снова в Нью-Йорке 15 000 женщин, под предводительством социал-демократической партии, выходят на митинг - сражаться за женское избирательное право. Чувствуете, какая динамика? Предыдущее полвека не прошло даром. Теперь речь уже идет не о хлебе насущном, а о равенстве права голоса!
Женские дни
В эти неспокойные и дерзкие времена в честь эмансипации в разных странах назначали Женский день на разные даты, планируя проводить митинги и шествия в защиту женских прав. Но всех затмила Клара Цеткин, которая как будто глядела на сто лет вперед – ещё в 1910 года на Международной женской конференции она предложила проводить «женские» мероприятия ежегодно именно 8 марта. Имелись в виду, конечно же, политические мероприятия – очередные этапы борьбы за женские права. Наверняка, имена Клары Цеткин и её политической соратницы Розы Люксембург вам знакомы (например, по названиям улиц). Все смутно помнят, что это какие-то «революционерки», но вряд представляют их как-то по-другому, чем в красных косынках, галифе, кожаных куртках, спешащих на баррикады на тачанках. Познакомьтесь – вот они, пылкие революционные героини. Не правда ли, контраст между пламенным образом и пропыленными реалиями впечатляет?
Боевые подруги
На этой фотографии Кларе Цеткин (она слева) 53 года, а Розе Люксембург (справа) – 39. И фотография эта сделана в том самом 1910 году, когда они, будучи страстными социалистками, активно боролись за женские права на той самой конференции, откуда есть пошел праздник 8 Марта. Впереди было ещё много революционных событий, а вид у дамочек уже весьма немолодой. Но не взирайте на них свысока – несмотря на их неказистость, жизнь их была полна страстей отнюдь не только политических. Их любили не просто мужчины – молодые мужчины. Например, второй (!) муж Клары был моложе её на 18 лет. А у Розы вообще случился бурный роман с сыном Клары. А он был младше возлюбленной на 14 лет. На этой драматическо-эротической почве боевые подруги временно разошлись в убеждениях, но потом дружба возобновилась.
Мужское равноправие нынче под вопросом
Вернемся к «женскому празднику», за который мы должны быть благодарны вот этим старомодным дамочкам, и которые никак не ассоциируются у нас ни с корзинами цветов, ни с ужином в джакузи при свечах, ни с долгожданными подарками от любимых мужчин. Представьте, что Клара и Роза попали бы в наше время в Международный женский день? Где марши пустых кастрюль? Где борьба против дискриминации женщин? Кто эти капризные, ненасытные красотки, которые ждут и ждут новых шуб, сколько их не задаривай ими? А эти печальные невнятные персонажи, которые начинают трепетать за неделю до 8 марта, а копить деньги на подарок – за полгода и страшно боятся не угодить благоверным, подарив «не те» цветы – это и есть мужчины, которые ещё сто лет назад были хозяевами положения в любой социальной отрасли? Это с ними женское общество начинало бороться за свои права? Им впору уже маршировать с кастрюлями, добиваясь равноправия с женщинами.
Могла ли думать Клара Цеткин столетие назад, что всё так далеко зайдет? Но как бы ни было, именно ей мы признательны, что есть такой весенний день, когда нас любят и дарят нам цветы. И мы ждем этот день, даже если слегка иронизируем над ним. Потому что это наш, женский праздник.
Анекдот
Величайшая «разводка» 20 столетия: Женский День придумали продавцы цветов, а свалили все на Клару Цеткин.