Наши проекты: Женские тренинги Вумология
Женский информационно-познавательный журнал
Регистрация

Воспитание детей

Воспитание детей
Воспитание детей — процесс, выполняемый родителями и профессиональными воспитателями по отношению к детям с момента их появления на свет и, как правило, до совершеннолетия.

Конечно, такое определение весьма поверхностное. Кто-то из родителей считает, что основы воспитания закладываются в первые 3-5 лет жизни, кто-то продолжает влиять на жизнь своего ребенка, не отпуская его «в самостоятельное плавание» до 30 и более лет. Все зависит от характера и способностей родителя. 

Что такое воспитание ребенка?

Во-первых, научить его адаптироваться к жизни с физиологической точки зрения: есть, разговаривать, одеваться, умываться, общаться с окружающим миром.
Во-вторых, дать ему набор социально-психологических знаний: научить, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», «опасно» и «безопасно».    
С этой точки зрения великий воспитатель и педагог Макаренко (труды которого изучают все студенты педагогических учебных заведений) разделял понятия обучения и воспитания. То, что мы назвали «физиологическим» воспитанием, он называл обучением. 

Кто должен заниматься воспитанием?

Если в прошлые века для воспитания детей нанимали специалистов: нянек и гувернанток, то сегодня вся ответственность (особенно в первые годы жизни ребенка) лежит на плечах родителей. А, начиная с 3-4 лет, когда ребенка отдают в детский сад, а затем в школу, эту ответственность берут на себя также профессиональные воспитатели дошкольных заведений и учителя в среднеобразовательных учреждениях. Не зря же «воспитатели» называются «воспитателями», а «учителя» - «учителями». В то же время невозможно перекладывать всю ответственность на детский сад или школу, семья по-прежнему несет основную ответственность за то, каким человеком вырастет ребенок, какие ценности станут для него главными, какой дорогой он пойдет в большую жизнь. Семейный коллектив дает опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребенку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности.

Помощники в воспитании

Среди педагогов, и с этим трудно спорить, широко распространена «теория воспитывающего обучения», утверждающая, что для воспитания моральных качеств ребенка (честности, доброты, любви, смелости и т.д.) нужно непеременно использовать искусство: литературу, театр, кино и живопись. Но в первую очередь, это, конечно, книги. Неслучайно такое воспитание еще называют «словесным» (в отличие от воспитания делом, воспитания в коллективе и т.п.). Например, для воспитания чуткости детям читают «Му-му» Тургенева, а храбрости – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. 

Воспитание игрой – еще один распространенный принцип в воспитании детей. В процессе игры взрослый объясняет ребенку главные основы человеческого общения. Например, в настольных играх можно научить ребенка честности и терпению. В игре «в дом» - основным принципам общения в семье и обязанностям мужчины и женщины. В активных играх – взаимопомощи и справедливости.  

Трудовое воспитание – так же рассматривается у Макаренко, как одно и основополагающих. «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» - пишет он. Он поможет развить у ребенка чувство долга, чести и дисциплины. 

И все же «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам» - писал еще один выдающийся русских педагог В. А. Сухомлинский. И с ним трудно не согласиться. Лучшее воспитание ребенка – это любовь к нему. 

Читать дальше
Статьи по теме: «Воспитание детей»