Как вы думаете, откуда берутся мужчины, которым нельзя доверить что-то важное и которыми нужно постоянно руководить: «помой руки», «заплати за телефон», «вынеси мусор»? Такими их сделали в детстве родители.
Текст: Лариса Бойцова
Поэтому крайне важно учить ребенка самостоятельности с самого раннего детства. Гиперопека и постоянный контроль могут сослужить плохую службу. Ребенок, которому нужно помогать по каждому малейшему поводу, став взрослым, не сможет принимать самостоятельные решения. Поэтому, если вы растите ребенка, приучайте его с самостоятельности с самого раннего возраста.
1-3 года
Первые проявления самостоятельности («Я сам!») проявляются у ребенка именно на этом этапе. Впервые взяв в руки ложку, он учится есть без помощи мамы и папы, одеваться, собирать игрушки… И именно сейчас важно дать ему возможность делать все без вашей помощи, даже, если, кушая, он перепачкается с ног до головы, или застегнется не на те пуговицы, надевая пальтишко. Легче поправить потом, чем не дать ему возможности сделать это самому, говоря «Ты сам не справишься», «У тебя не получится». Конечно, если малыш просит о помощи, то нужно ему помочь, как и, если он пытается сделать что-то, что может быть опасным. В остальных случаях предоставьте ему свободу, таким способом он познает мир. И, если кроха, делает ошибки, важно поддержать его и одобрить его самостоятельные попытки, вместо того, чтобы смеяться или приговаривать: «Эх ты, неумеха!».
4-7 лет
В этом возрасте ребенок начинает копировать деятельность взрослых, предлагать свою помощь по хозяйству. Так, видя, как мама готовит, моет пол, малыш просит сделать это самостоятельно, - позвольте ему это, даже, если вам придется потом подтирать лужи или отмывать кухню от муки. Дайте возможность малышу самому решать, что он сегодня наденет – просто предложите ему несколько комплектов одежды на выбор, объясняя, что, если на улице идет дождь, нужно надеть курточку и сапожки, а если жарко – то панамку. Можно позволять ему делать самостоятельный выбор в магазине, когда вы вместе идете туда, но так же, незаметно направляя его в нужное русло. В дошкольном возрасте можно и нужно давать ребенку поручения: прибрать игрушки у себя в комнате, полить цветы в доме, накрыть на стол - поставить тарелки и разложить салфетки, а ближе к школьному возрасту - сходить за хлебом (если магазин находится в вашем доме), подробно описав ему алгоритм покупки. Развитие самостоятельности в этом возрасте заключается еще и в том, чтобы предоставить ребенку возможность найти себе занятие, не привлекая к этому взрослых.
8-11 лет
В младшем школьном возрасте самостоятельность ребенка должна проявляться в том, что он должен сам решать – чем он будет заниматься помимо школы (кружки, увлечения). Что касается самой школы, здесь тоже нужно быть осторожными. Не надо ежедневно делать уроки с ребенком и собирать ему портфель в школу каждый вечер. Дежурно спрашивать: «Как там, в школе?» - тоже не надо. Ребенок должен самостоятельно научиться делать уроки. А, если он этого не делает – выявите причину, это могут быть как психологические, так и физиологические проблемы. Поэтому вместо того, чтобы по вечерам вместе сидеть над учебниками – попробуйте устранить причину, почему он не делает уроки сам. Вообще в этот период родители должны научиться дистанцироваться от ребенка, показывая ему, что у них есть собственная жизнь.
12-15 лет
В подростковом возрасте родители должны больше работать над собой, чем над ребенком. Главная задача: научиться потихоньку отпускать детей, переставать ими руководить. При этом, если ребенок начинает, скажем плохо учиться, нужно выяснить в чем причина, не устраивать скандалы, а попытаться ему помочь. Объясняйте ему, что теперь он сам будет отвечать за свою жизнь, и от того, как он будет строить ее сейчас, будет зависеть его будущее. Не решайте за него, кем он хочет стать, куда пойдет учиться после школы. То же самое касается начинающихся отношений с противоположным полом. В этом возрасте подросток может начать зарабатывать первые деньги, и ваша задача –научить его делать это честно. Важно – незаметно направлять, корректировать, но не диктовать и не навязывать.
Любые трудности с ребенком, которые вы не в состоянии решить, всегда можно обсудить с семейным психологом, который поможет вам разобраться в детских страхах, неуверенности, агрессивном поведении и других трудностях детско-родительских отношений.
Обучение прямо дома! Не выходя из дома Вы можете ознакомиться и уже сегодня применить знания от лучших специалистов . Нужно всего лишь выбрать и скачать видео-урок на интересующую Вас темуздесь